Копирую в блог созданную мной тему на Субскрайб.ру в группе "БАДы: правда и вымысел". Причиной создания темы стало грубое невежество некоторых читателей группы, предпочитающих огульно хаять БАДы сетевых фирм, чем объективно разобраться в качестве продукта. Приглашаю всех читателей участвовать в обсуждении темы (название статьи - линк) и поднимать рейтинг статьи (щелкать на стрелочку вверх рядом с цифрой, показывающей рейтинг)
Как отличить настоящий натуральный препарат от дешевки, выдаваемой за натуральный продукт?
Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда в продаже доступен препарат, который мы ищем, в нескольких версиях, например - произведенный разными фирмами. При этом продукты с одним названием могут сильно отличаться в цене, даже при одинаковом объеме. Например, на полке магазина (аптеки) стоит банка с надписью "Пчелиный прополис", стоимостью 50 руб., а в соседнем магазине или в сетевой фирме есть "Пчелиный прополис" стоимостью 500 руб.
Люди на это реагируют по-разному. Одни думают: "Зачем мне переплачивать за такой же продукт?" - и покупают более дешевый вариант. Другие думают: "Дешевый продукт не может быть хорошим, наверняка это подделка" - и покупают более дорогой вариант. И те, и другие поступают неправильно.
То, что нужно сделать в таких случаях, и чего средний потребитель практически никогда не делает - развернуть баночку и прочитать список ингредиентов.
Есть закон международного права, который действует практически во всех странах, в том числе и в Российской Федерации. Закон этот гласит, что на фасаде упаковки производитель может написать практически что угодно. Ограничения есть, но они оставляют место манипуляциям. А вот в списке ингредиентов производитель схитрить не может. Он обязан перечислить все компоненты продукта, в том числе вспомогательные, в порядки убывания их массовой доли в конечном продукте.
Приведу конкретную цитату из Российского законодательства:
Общие требования к информации для потребителя
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ГОСТ Р 51074-97
ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ГОСТ Р 51074-97
3.5.5. Состав продукта.
Перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок "Состав". Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта.
Если ингредиент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допускается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием. При этом непосредственно после наименования такого составного ингредиента в скобках приводят список составляющих его ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли.
Если ингредиент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допускается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием. При этом непосредственно после наименования такого составного ингредиента в скобках приводят список составляющих его ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли.
А вот подобный законодательный документ для изделий наружного применения - мазей, кремов, косметики, средств личной гигиены:
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51391-99
"Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования"
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 9 декабря 1999 г. N 490-ст)
"Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования"
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 9 декабря 1999 г. N 490-ст)
4.5.5. Состав изделия.
Списку ингредиентов и парфюмерных (ароматических) композиций должен предшествовать заголовок "Состав", после него должен быть представлен перечень всех ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия, а также парфюмерных (ароматических) композиций. При этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия состава.
Ингредиенты в концентрации менее 1% могут быть перечислены в любом порядке после тех составляющих, концентрация которых более 1%.
Теперь приведу конкретные примеры, для иллюстрации сказанного.
Вчера специально зашла в аптеку (с тех пор, как стала сотрудничать с сетевой фирмой, я там практически не появляюсь). На полках стоят БАДы разных фирм. Беру в руки флакон, на фасаде которого крупное название: "Кидс-фортек". Судя по названию, что-то укрепляющее для детей. Цена - 50 шекелей (около 15 долларов) - не скажу, что очень дешево. Поворачиваю банку обратной стороной и читаю список ингредиентов:
1. Сироп сахарозы
2. Пропилен-гликоль...
Дальше читать не стала. Сироп сахарозы - ладно, я не из тех мамаш, что совсем не разрешают детям сладкое, хотя понятно, что между этим "основным компонентом" и укреплением детей большая пропасть. Но пропилен-гликоль на втором месте! Вещество, которое не рекомендовано даже для наружного применения, и косметические изделия с его использованием считаются дешевкой.
Беру следующий флакон. Название - "Концентрированный прополис". Уже одно это название внушает смутное чувство, что что-то тут нечисто. Прополис - твердое вещество, и его очень трудно еще более "сконцентрировать", да и нужно ли? Список ингредиентов:
1. Спирт - 89,8%
2. Экстракт прополиса. Спиртовой раствор 1:10
Нужно ли объяснять, что этот БАД абсолютно неэффективен, а многим и вреден?
Третий препарат - "Мультивит", натуральный мультивитаминный комплекс для детей. Содержит эхинацею, цитрусовые и еще что-то. Производители этого препарата пошли еще дальше. В списке ингредиентов, где они обязаны по закону указывать в общем списке компоненты препарата в порядке убывания, они выделили отдельную строку "активные компоненты", где указали натуральные ингредиенты, а ниже мелкими буквами написали "неактивные компоненты", среди которых была вода, тот же пропилен гликоль, куча красителей, вкусовых добавок, ароматизаторов, стабилизаторов... Этот производительоткрыто нарушил законодательство, вводя в заблуждение покупателей тем, что не дал общий список ингредиентов, дающий объективное представление о процентном соотношении натуральных ингредиентов и "наполнителей". И тем не менее продукт продается в аптеке!
Отдельно хочу сказать пару слов о понятии "экстракт".
Если вы ищете натуральный ингредиент, а видите в списке компонентов его экстракт, то вы должны отдавать себе отчет, что это не одно и то же. Это просто разные вещества, с разными свойствами.
Экстракт - это вытяжка из натурального сырья одного или группы химических веществ. Все остальное отметается. Поэтому экстракт обычно считается лекарственным сырьем, так как представляет собой определенный химический элемент, действие которого более-менее известно науке. Использование экстрактов в лекарствах оправдано, а вот в БАДах экстракты, как правило, нефункциональны, так как БАД предполагает комплексное воздействие натурального продукта. Кроме этого, в экстракт попадает экстрагент - вещество, при помощи которого нужный элемент природного сырья извлекается из смеси. А это, как правило, спирт, которого в экстракте может быть более 90%.
Шошана, очень полезная информация. К сожалению, в основном, только сетевики интересуются составом препаратов. Основную массу народонасаления интересует цена, и неважно, что в аптечной баночке за 50руб пользы будет минус, а вреда на очень много минусов. Главное-"съэкономили". Относиться ответственно к своему здоровью наш народ не обучен-сказал врач-"иди в ту аптеку, покупай только то", и вперед
ОтветитьУдалитьНе всегда, Шошана, экстракт - это что-то уже более ущербное, нежели натуральный продукт. Есть и неспиртовые виды экстракции, позволяющие сохранять почти 100% активных веществ сырья и не привносящие экстрагент, например, СО-экстракция. Спиртовая экстракция показана в каких-то случаях, но там, где можно обойтись без нее, а она применяется, - это уже прошлый век.
ОтветитьУдалитьКстати, не знаю, как в Израиле, в России для сетевой компании, для отдельного дистрибьютора есть возможность поставлять БАД в аптеки.