среда, 10 апреля 2013 г.

Уроки школы

По своему отношению к новому и непривычному люди делятся, на мой взгляд, на четыре категории:
1. Нет, нет, нет!!!!!!!
2. А может...??... Хотя вряд ли...
3. Почему бы нет? (На иврите - очень кратко и прикольно: "лама лё?")
4. Да.

Первая и последняя категории - это крайности, и как все крайности, редки и неконструктивны. Львиная доля человечества входит во вторую и третью категории. Принято считать, что вторая характеризует так называемое "советское воспитание" (новое = чужое, враг; "сиди тихо, не рыпайся"), но на самом деле ее представители составляли большинство человечества во все эпохи. Если можно сказать, это защитная реакция "общественного организма" на неведомые раздражители. И тем не менее, эту категорию прочно ассоциируют с "совковым сознанием", тогда как третью принято считать признаком "капиталистического" мышления.

Все это вертелось в голове, когда я разговаривала с новой знакомой, которая когда-то пользовалась продукцией моей фирмы, покупая ее у дистрибьюторов, ходивших по домам. Мне показалось, что эта женщина сожалеет о том, что больше никто по домам не ходит. "Народ обленился, - поддакнула я, - сейчас все работают через интернет". А про себя подумала, что даже если бы я работала в МЛМ в героические 90-е, я вряд ли ходила бы по домам. Разве что если бы попался очень энергичный спонсор:))

Вспоминаю несколько случаев, когда я сталкивалась с продажами "от двери к двери". Один раз это был книгоноша, он пришел в 30-градусную жару с огромной сумкой, набитой книгами, весь мокрый от пота. Я быстро выбрала детскую книжку попестрее, отдавая себе отчет, что она, скорее всего, полетит в помойку (я очень тщательно подбираю библиотеку для младших, стараясь, чтобы первые книги транслировали детям правильный образ мышления), заплатила и поскорее закрыла дверь.
"Зачем ты купила эту книгу?" - спросила дочка.
"Жалко его стало", - оправдывалась я. - "Здесь яркие картинки - дадим младшим, пусть рвут"
"В жизни не буду ничего продавать", - с ужасом и отвращением сказала дочка...

В другой раз пришел человек с ковром, который он продавал "по самой бросовой цене". Кому в израильском климате нужен ковер - не знаю, возможно, новый кому-то и нужен, факт что в магазинах они продаются. Но подержанный ковер? Человек просил не такие деньги, чтобы их можно было отдать за вещь, которая полетит в помойку; он поднял свой ковер на плечо и потащился по лестнице к соседям сверху...

Короче, "героический" дистрибьютор из меня не получился и, видимо, уже не получится. Я пришла в сетевой для того, чтобы делать то, что я люблю, а не для того, чтобы ломать психику. Я также убеждена, что спонсор должен выбирать такие способы работы, которые могут повторить большинство его партнеров. Ведь если он недуплицируем, то не сможет обучить людей бизнесу; какое тогда он имеет право приглашать их в свою команду?

И все же в глубине души я аплодирую этим людям - героям 90-х, тем, кто был готов поступиться какой-то частью себя ради того, чтобы "главная часть" реализовала свои сумасбродные цели. Их не жалели, им не сочувствовали - возможно, их многие не понимали, но те, кто понимали, ими восхищались. Для них успех в бизнесе был не вероятностью, граничащей со случаем (вторая категория), а функцией их усилий и движения в верном направлении (третья).

Очень много сил у меня ушло и уходит на переход из второй категории в третью...

К счастью, мои дети выросли на другой ментальности. Фактически, я лично воспитывала только старшую дочку. (Воспитание заключается, увы, не только в сознательных действиях вроде выбора книг, оно формируется из непроизвольных реплик, эмоциональных реакций, реального поведения родителей в "ситуациях икс" - именно поэтому дети часто вырастают точно такими, как родители, хотя те лезут из кожи, чтобы они "жили лучше"). Вторая и третья родились и вошли в сознательный возраст в период, когда я работала на нескольких работах, и значительную часть жизненных навыков им привил коллектив сверстников - продуктов местного "капиталистического сознания". Что же касается младших, то их уже воспитывала "семейная коммуна":))

***
Вчера две старшие пришли из школы с загадочными лицами. Их школа объявила акцию - сбор средств в пользу выпускницы-невесты, девушки из малообеспеченной семьи. Ученицам раздали пачки лотерейных билетов. Какой-то бизнесмен пожертвовал несколько электроприборов, пару предметов мебели, и эти вещи будут разыграны среди купивших билеты. Примерно как в фильме: "Кто возьмет билетов пачку, тот получит... водокачку":))
Классу, который первым соберет больше 10 000 шекелей (примерно 2800 долларов), обещали экскурсию.

Когда-то в Союзе пионеров тоже отправляли по квартирам - собирать металлолом или макулатуру. Но, хотя это тоже требовало некоторой инициативности, все-таки это был сбор предметов, от которых сами владельцы были рады избавиться. Никому в Союзе не пришло бы в голову отправлять детей заниматься продажами.

"Хорошо бы собрать побольше денег, - задумчиво сказала старшая. - Помощь неимущей невесте - важная заповедь, и экскурсию получить неплохо". "Хочешь походить вместо меня?" - обратилась она к одной из младших сестер. "А ты пойдешь?" "Я стесняюсь." "Ну, я одна тоже не пойду."
Стопка билетов обреченно вернулась в сумку.
Я молчу, наблюдаю...

А вторая тем временем шепнула что-то на ухо третьей, и они вместе вышли из дома. Вернулись часа через два, с мешком денег и сильно поредевшей пачкой билетов. Сегодня они сделали еще один рейс. В общей сложности за два дня, работая по 1,5 - 2 часа в день, они собрали 250 шекелей - более 65 долларов. А всего класс второй дочки собрал за 2 дня более 5000 шек. (порядка 1500 долл.). Не факт, что они выиграют экскурсию - возможно, другие классы собрали больше.

2 комментария:

  1. Это учителя ещё сносно придумали: организовать лотерею. Всё-таки какой-то элемент игры, это не простое выпрашивание денег, это продажа какой-то, хоть и мизерной возможности что-то выиграть.
    А наших детей как-то заставили от школы ходить по квартирам и просто просить деньги на какие-то, не помню какие, но вполне благородные цели. Мы чётко им объяснили:"Идите мыть подъезды, хоть всем классом, вы уже это умеете, но руку не протягивайте".
    Учителя были против такого подхода, в итоге подъезды так никто и не мыл, это было столкновение ментальностей. Учителя поняли, что мы совковые, наших детей больше на такие акции не посылали.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, продажа и попрошайничество - исключительно разные вещи. Причем одно и то же действие может быть и тем, и другим, и соответственно будет меняться и реакция "клиентов". В моем примере с книгоношей и продавцом ковра имело место попрошайничество, даже притом, что они просили деньги в обмен на что-то. Так же могут выглядеть и дистрибьюторы сетевых фирм.

    Я думаю, разница вот в чем: если тот, кто обходит квартиры или офисы, проситель - делает ставку на жалость, хочет что-то получить от других (не обязательно деньги, можно даже подпись под прокламацией) - это попрошайничество, манипуляция. А если он, наоборот, дает что-то другим, убежден в ценности своего предложения - даже если он собирает деньги на благотворительные нужды ("продает" возможность помочь), он "не проситель, а преподноситель" (по вашей терминологии:))

    ОтветитьУдалить